?

Log in

No account? Create an account
II месяц психологических эссе - Экзистенциально-гуманистическая психология — LiveJournal [HPSY.RU|Экзистенциальная психология] [VPSY.RU|Психологические тесты] [CPSY.RU|Цитаты] [Психологическая помощь в С-Пб] [SOLITARIUS.RU|Одиночество] [INMORTEM.RU|Смерть] [ZPSY.RU|Смысл жизни]
February 13th, 2007
06:59 am
[sergio71246]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
II месяц психологических эссе
Ручко С. http://hpsy.ru/public/x2851.htm "Без вины виноватые".

Буду очень признателен за Ваши отзывы, мнения и комментарии.

Tags:

(21 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:February 13th, 2007 10:38 pm (UTC)
(Link)
У меня знакомый один похож очень на выписанный в статье образ Сизифа... не по фактической стороне, а по серьезной натужности :)
А что Вы имеете против морализаторов, "плоских" оптимистов и теологов? Как-то огульно всех их Вы порицаете. И вообще про них написано чуть резче общего тона эссе.
Все-таки формирование всегда идет под давлением, и не всегда это "вина" - иногда просто - "границы", как говорят психологи. А идея формирования в современной педагогике вроде бы сосуществует с идеей развития, если не сказать, стала почвой для нее.
Андрей К.
From:sergio71246
Date:February 14th, 2007 05:13 am (UTC)
(Link)
Лучше сказать, что формирование идет в преодолении давления, и в преодолении границ, которые обыкновенно полагаются в виде морали и прочего. Кому-то это идет на пользу, но в исключительно малых случаях. Мой резкий тон вызван, скорее всего, личным опытом. Я видел очень многих и детей и взрослых, которых ломало это давление из вне. Детей - в школах и в семьях, взрослых - в церквах (в личном общении с богом - если более точно говорить). Идея развития в педагогике идея не новая - это некая идея фикс, которая, будучи применима к отдельно взятому человеку, перестает быть той идеей, которой она была. Мне кажется, что границы суть зло, ибо предполагают как и запретный плод, их преодоление. Если они моральны, то в преодолении их воспитуемый будет стремиться к аморальному.

[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 14th, 2007 08:49 pm (UTC)
(Link)
Не могу согласиться с тем, что границы - суть зло.
Само понимание границ в психологии различно. Личность без границ - практически дезадаптивна, личность, нарушающая границы других людей - наталкивается на разочарование и обиды, размывание границ - приводит к неразберихе и сумятице.
Рбенок, растущий без границ - гораздо более тревожный и склонен к дезадаптации, эмоциональным нарушениям. Ребенок, который не усвоил элементарного "нельзя" и "надо" будет страдать от самого себя.
Впрочем, чрезмерно жесткие границы - это дейтсвительно давит и ограничивает как свободу, так и развитие.
From:(Anonymous)
Date:February 15th, 2007 07:03 am (UTC)
(Link)
А как же мы узнаем что-нибудь о себе, если не будем сталкиваться с границами? Дело ведь не в морали, а в "сопромате".
Андрей К.
From:sergio71246
Date:February 15th, 2007 10:13 am (UTC)
(Link)
Никак не узнаем, если не желаем узнавать, и если не будем сталкиваться с границами. Только вряд ли кто-нибудь сознательно желает сталкиваться с ними. "Сопромат", по-вашему, наверное, воля. Совершенно верно, дело в ней, а не в морали. Мораль несвободна, воля - свободна.
From:(Anonymous)
Date:February 15th, 2007 08:01 pm (UTC)
(Link)
"Интенция" жизни с младенчества - к росту, к границам, к столкновению и преодолению. Отсюда и "сопромат", или воля :)
Иначе - беспомощность, бесхребетность, безволие - два шага до аморальности ;)
Конечно это мое субъективное - жизнь со всяким сталкивает...

Андрей К.
[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 14th, 2007 08:42 pm (UTC)
(Link)
Не только различия роднят смерть и рождение
Конечно, противопоставлений много, впрочем, как и сходства имеются: оба, и усобший и новорожденный где –то на краю жизни, оба не знают (да и не думают об этом), что их ждет дальше. Можно и дальше продолжать. Философски – здорово!
И еще, Глаза и правда у младенцев разные, но значит ли это, что младенец с ясным осмысленным взором непременно будет мудр и добр, а тот, у кого в глазах скрыта ненависть (хотя мне лично не доводилось встречать столь враждебно настроенных младенцев), не пришел в этот мир очиститься от «Грязны» и не станет подобным святому?
В целом эссе воспринимается как свободный поток, в котором мелькают брызги мыслей, ассоциаций. Где-то камни, где-то коряги, а где-то сухой лист, почти случайно закрутившийся в потоке.

From:sergio71246
Date:February 15th, 2007 03:55 am (UTC)
(Link)
С границами, действительно, всё не так просто. Что значит чрезмерность, или недостаточность, или размытость? "Ребенок будет страдать от самого себя" - это вы хорошо сказали, а взрослый от ребенка внутри себя не страдает?

"не пришел в этот мир очиститься от «Грязны» и не станет подобным святому?"

Я убежден в том, что при рождении в ребенка природа инсталлирует некую интенцию существования, и она совершенно не зависит от родителей. Поэтому думаю, что в глазах все-таки заметно. Даже у животных разные взгляды.
[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 17th, 2007 11:02 am (UTC)
(Link)
Взрослый от ребенка внутри себя...
Именно это я и мела в виду, говоря, что ребенок будет страдать от самого себя - я имела в виду того вздрослого, который вырастет без собственных границ и понимания границ других людей, или с чрезмерно жесткими границами
[User Picture]
From:beshbarmak
Date:February 14th, 2007 10:40 pm (UTC)
(Link)
Кажется добавить к предыдущим записям нечего. Интересное начало, а в конце начиная с Шопенгауэра что-то не так пошло. Всех теологов в кучу с пускающими слюни стоиками и мамашей, избивающей годовалого ребенка. Впрочем может быть и логично если от Шопенгауэра отталкиваться.
Интересно было бы опубликовать это эссе, где-нибудь на сайтах, посвященных вальдорфской педагогике и т.п.
From:sergio71246
Date:February 15th, 2007 03:59 am (UTC)
(Link)
Я не знаком с вальдорфской педагогикой. А всё остальное - да, от Шопенгауэра.
[User Picture]
From:beshbarmak
Date:February 15th, 2007 05:11 pm (UTC)
(Link)
Штайнер придумал. Теософ который. Параллельно есть еще несколько направлений педагогики с тем же прибабахом - свободное воспитание как фетиш. Но на выходе результат примерно один и тот же.
[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 15th, 2007 08:43 pm (UTC)

Не в методиках дело

(Link)
Идейный перегиб способен загубить самую ценную идею. То же касается и Вольфдорской педагогики, и системы раннего развития Мантессори, и Занковские и Никитинские подходы. Кажется ни в этом дело, ребенок не может стать Человеком без воспитания, вместе с ощущением Свободы, ребенку предоставляется еще и выбор, и поддержка в этом выборе. Мой семилетний сын говорит: «Мама, я сам буду выбирать, на каком инструменте я буду учиться и где я буду заниматься». Но для того, что бы он так мог сказать – он должен иметь представление о том, что где-то можно заниматься, что это труд. У него достаточно должен быть развит познавательный интерес, и чувственное отношение у миру. Так что не в методическом подходе дело. Это лишь инструмент.
From:sergio71246
Date:February 16th, 2007 04:58 am (UTC)
(Link)
Во главе угла развития личности стоит экзистенциальный опыт, как фундамент. У ребенка ещё нет такого опыта, и все методики воспитания - это некие электронные знания, которыми стремятся напичкать дитя. Опять же, наличие экзистенциального опыта совершенно не говорит о том, что он подвигнет человека к будущему развитию. Картина такая: Сидит в александрийской таверне в рваной тоге Аммоний Саккас, мудрец, бывший портовый грузчик, пьёт вино с чесноком и говорит: "Человек должен стремиться к прекрасному, иначе его жизнь будет прозябанием бесплодного растения, уготованного в пищу скотам". А вокруг пьяные посетители горлопанят песни, дерутся, короче, выглядят как скоты. И Аммоний раньше был таким же, как они, но что-то подвигнуло его к мудрости. Тут я думаю есть вмешательство природы, которая одного стремит, другого нет. Интенция судьбы, если хотите. Ведь, в противоположность этому, Нерона воспитывал мудрости Сенека, и что?
А в общем смысле - это стародавняя проблематика "отцов и детей", вот где непреодолимость заложена. Может ли взрослый невоспитывать в принципе? И это не значит, что если он невоспитывает своего дитя, он не пытается воспитывать кого-нибудь другого. Человек, ведь, всегда морали и нравственности требует более от другого, чем от самого себя. И мир, действительно, гадкий - "самый худший из имеющихся других", оттого-то собственное дело каждого состоит в том, как он к нему подключится; то ли сделается таким же, как и сам мир, то ли в преодолении его мерзопакостности будет стремиться к чему-то другому.
[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 17th, 2007 10:54 am (UTC)

Не в методиках дело

(Link)
Если вдруг методики лишаются своего основного начала – передачу в том числе и жизненного опыта в решении каких-то задач (который кстати, ребенок может принимать или отвергать), и суть воспитания, которое, на мой взгляд, является необходимым для формирования Личности ребенка, подменяется муштрой и навязыванием собственных точек зрения, или, что еще наверное страшнее – мировоззрения, как некой догмы – тогда мы уже говорим не о воспитании и развитии ребенка, а о самореализации взрослого в ребенке. Как я думаю, воспитание – это всегда столкновение ребенка и взрослого, это всегда единение в чем-то и Со-бытие. Если при этом я, как педагог или воспитатель обладаю теоретическим пониманием природы ребенка, обладаю продуманной методикой – это лишь помогает мне быть последовательной в передаче опыта.
[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 17th, 2007 10:56 am (UTC)
(Link)
Интенция судьбы – действительно ли она существует как некая данность свыше, или это все-таки последствия деятельности, способа жизни самого человека, его выборов и поступков?
[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 17th, 2007 10:36 am (UTC)

У ребенка нет экзистенциального опыта?

(Link)
У ребенка ещё нет такого опыта
У ребенка, безусловно еще нет экзистенциального опыта (хотя уверены ли вы в этом?) Когда моему сыну было 4 года – он начал осмысливать понимание смерти, и к 6 годам я наблюдала глубокие переживания, в основе которых лежала фотография моего деда и бабушки, которые стоят у нас в рамке. Они давно умерли, и мой сын пытался осмыслить что это – умерли? Причем он не просто просил меня рассказать, как это произошло, и кто такой был мой дед (кстати, удивительно, но бабушка не так глубоко тронула его чувства), он СТРАДАЛ, переживая его смерть, рисовал на стекле маршрутки крест скорой помощи, а когда у него вдруг портилось настроение и спрашивала его что случилось он отвечал «Ты же знаешь – и показывал на фотографию». Сейчас я уже не наблюдаю этого «проваливания» возможно для него это закончилось осознаванием и принятием чего-то мне неведомого. Я могла бы еще приводить подобные примеры...
From:sergio71246
Date:February 17th, 2007 12:23 pm (UTC)

Re: У ребенка нет экзистенциального опыта?

(Link)
Интенция судьбы, по моему убеждению, существует от самого рождения в человеке. Не знаю, что такое свыше или снизу; от Бога или от Природы. Но факт существования до сущности вполне обоснованная уже вещь. А последствия деятельности, способа жизни самого человека, его выборов и поступков – это уже произведенные следствия существования интенции, ибо все они другими в отношении конкретно-взятого человека быть не могут.
Экзистенциальный опыт не обязательно опыт страдательный. Экзистенция – это действие, активность, причем действие осмысленное. Ребенок, в этом смысле, не действует, то есть, как бы не существует. Рабочий, к примеру, работает, но не действует, так как он функционирует как автомат.
Ребенку чтоб ощущать самого себя, чтобы быть, нужны люди вокруг, особенно, близкие. Поэтому они и боятся темноты или оставаться одни. Когда кто-то из близких умирает, то это отражается в них возможностью не-быть. Смерть близких не только на детей таким образом влияет, но и на взрослых. Она есть пограничная ситуация, в которой постигается экзистенция.
[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 18th, 2007 09:53 am (UTC)

Re: У ребенка нет экзистенциального опыта?

(Link)
Возможно я не совсем понимаю, что есть экзистенция. До сих пор я думала - что это некое переживание экстремального, за-предельного опыта, соприкосновение с некими крайностями жизни с одной стороны, а с другой - это осознавание, переживания неких "над чувств" - сострадание, забота, нежность, Воля, Любовь, верность, доверие, разочарование, мечта, забвение и т.д. - некая феноменология переживаний и чувствования. Может это и есть осмысленные (или не всегда осмысленные до конца) действия? Но тогда я снова могу поспорить, вспоминая то, как описывал свои чувства мой сын. Он выражает и описывает чувство тоски и одиночества, надежды и сочувствия, сострадания и повелевания, любви и нежности. У него, конечно же, не всегда получается описывать это словами - тогда он передает это символами и знаками. Даже просто написанное ребенком "Мама, я тебя люблю" это не штамп, поверьте, это искреннее, глубокое переживание. Так же как стихи про одиночество, пусть без рифмы, но он их называет стихами и через них выражает свои чувства. Может экзистенция это больше, чем просто активность...
[User Picture]
From:sv_sun
Date:February 18th, 2007 09:20 am (UTC)
(Link)
Так что же, выходит аморальное - это столкновение и преодоление морали, тогда не понятно, почему это беспомощность и бесхребетность? Это же и есть то, что Вы назвали Интенцией - Сопроматом - столкновение с миром, принятым некогда внутрь себя, преодоление границ...
Но с другой стороны - аморальность - как слабость, невозможность противостоять внутренним побуждениям - тогда видимо это действительно безволие, но что же не будет беспомощьностью, безволием - преодоление, того, что ограничивает и препятствует новому опыту, или сдерживание перед этими самыми границами. Впрочем, я серьезно отношусь к морали, как к тому "внутреннему звоночку", предупреждающему о непредсказуемых и порой разрушительных последствиях нарушения этих самых границ...
From:(Anonymous)
Date:February 19th, 2007 08:44 pm (UTC)
(Link)
Куда ты, куда ты... Ребенка в коляске везут
И гроб на плечах из подъезда напротив выносят
Ремесленный этот офорт, этот снег и мазут
замешанный намертво, взять на прощание просят.

Хорошие люди, не хочется их обмижать.
Спасибо, спасибо, на первый же гвоздь обещаю
повесить. Как глупо выходит - собрался бежать,
и сиднем сидишь за десятою чашкою чая

Тебя угощали на этой земле табаком
Тряпьем укрывали будильник затурканный тикал
Оркестр духовой отрывался в саду городском.
И ы отщепенцам седым по приятельски тыкал

Куда ты, куда ты... Не свято и пусто оно.
Не встанет коляска и гроб над землей не зависнет
"не пес на цепи, но в цепи неразрывной звено" -
промолвит такое и от удивленья присвиснет

(с) С.Новиков
hpsy.ru|экзистенциальная и гуманистическая психология Powered by LiveJournal.com